ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Ассоциация представлений

28.12.2015

Говоря о привычках, я главным образом имел в виду наши привычки к известным движениям, к внешним действиям. Но процессы нашего мышления и чувства также подчинены закону привычки. К числу явлений, обусловленных этим законом, принадлежит и явление, известное всем вам под названием «ассоциация представлений». На него-то я и хотел направить теперь ваше внимание.

Вы помните, что сознание есть вечно бегущий поток объектов, чувствований и импульсивных влечений. Мы уже видели, что его фазы или колебания можно сравнить с полями или волнами, и что в каждом поле или в каждой волне есть какой-нибудь центральный пункт, на котором преимущественно сосредоточивается наше внимание; этому пункту соответствует преобладающий в нашем мышлении предмет, который окружен каймой, состоящей из других, менее отчетливо представляемых предметов и из эмоциональных и волевых стремлений, вытекающих из совокупности всех этих условий. С помощью такого описания духовной жизни мы, насколько возможно, приближаемся к действительности. На первый взгляд может показаться, что благодаря текучести этих последовательных волн все здесь должно быть расплывчатым. Но самонаблюдение показывает нам, что каждая волна имеет определенный состав, который до известной степени можно объяснить составом непосредственно предшествовавших волн.

Психологи подробно занимались вопросом о причинах ассоциации. Некоторые из них старались доказать, что смежность и сходство не являются двумя совершенно различными законами, но что каждое из этих явлений всегда предполагает наличие другого. Я лично склоняюсь к тому взгляду, что явления ассоциации зависят от строения нашего мозга, а не вытекают непосредственно из того, что мы — разумные существа. Иными словами, когда мы станем бестелесными духами, тогда, быть может, и явления нашего сознания будут подчинены другим законам. Эти вопросы обсуждаются в сочинениях по психологии, и я надеюсь, что некоторые из вас захотят ознакомиться с ними по этим сочинениям. Здесь же я оставляю их совершенно в стороне, потому что для вас, как для учителей, практическую ценность имеет сам факт ассоциации — безразлично, лежит ли в основании ассоциации духовный, мозговой или какой-нибудь иной процесс и сводятся ли все законы ассоциации к одному или нет. Чем бы ни были в других отношениях ваши ученики, они, во всяком случае, представляют собой маленькие ассоциационные механизмы, и их воспитание заключается в том, чтобы выработать у них тенденции к определенным ассоциациям, чтобы они ассоциировали впечатления с их последствиями: одни — с реакциями, другие — с результатами и т.д. Чем многочисленнее такие системы ассоциаций у какого-нибудь человека, тем более он приспособлен к окружающему миру. Лучшим подарком для любого ребенка станут клоуны на детский праздник. Позитивные эмоции и заряд хорошего настроения обеспечены надолго.




































































Важно!

Правила приема и регистрации заявлений на обучение по программам среднего профессионального образования в профессиональные образовательные организации города Москвы в электронном виде через Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы в информационно­ телекоммуникационной сети «Интернет»


Новости

Телефонный справочник профессиональных образовательных организаций города Москвы

Киселева Е.В., руководитель организационного отдела Управления координации и сетевого взаимодействия ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ
Вид издания: Телефонный справочник
Объём: 28 с.
Заказ: 49_14б
Ссылка:
Телефонный справочник профессиональных образовательных организаций города Москвы

Сборник материалов победителей окружного конкурса организаторов воспитательного процесса в номинации «Самый классный классный»

Сборник содержит методические разработки классных часов лауреатов и призёров Московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания в номинации «Самый классный классный».
Далее…………..»

Методический инструментарий для социально-психологического сопровождения студентов профессиональных образовательных организаций. Выпуск 3

В методических рекомендациях представлены материалы для психолого-педагогической работы с родителями студентов профессиональных образовательных организаций. Данный инструментарий может быть использован в работе педагогами-психологами, кураторами, классными руководителями и другими участниками профессиональных образовательных организаций.
Далее…………..»

Методический инструментарий для социально-психологического сопровождения студентов профессиональных образовательных организаций. Выпуск 2

В методических рекомендациях представлены материалы, направленные на повышение и развитие у студентов профессиональных образовательных организаций толерантности по отношению к межэтническим различиям. Данный инструментарий может быть использован педагогами-психологами, классными руководителями и другими участниками образовательного процесса профессиональных образовательных организаций.
Далее…………..»

Приказ Минтруда России от 24.07.2013 №328н  «Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок»

Приказом Минтруда России от 24.07.2013 №328н утверждены «Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок» и зарегистрированы Минюстом России 12 декабря 2013 г. № 30593, которые опубликованы в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» от 03.02.2014 №5 и вступают в силу 04.08.2014 г. Ранее действовавшие «Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок ПОТ РМ-016-2001 РД 153-34.0-03.150-00» отменены Приказом Минтруда России от 24.07.2013 г. N 327.
Далее…………..»